Феодосия

Достопримечательности Феодосии

В городе и прилегающей зоне находится более 160 памятников истории, архитектуры, археологии и культуры. В архитектурной среде выделяются остатки защитных сооружений цитадели Кафа и внешних линий средневековых укреплений, комплекс культовых сооружений, кварталы исторических зданий в восточном и южном районах Феодосии. В городе действуют православные церкви, мусульманские мечети. Всего же в городе более 50 религиозных общин.

Башня Константина

Башня св. Константина – одна из достопримечательностей города. Она изображена на современном гербе Феодосии. Среди множества башен в оборонительной системе Кафы эта была одна из ключевых. Она замыкала внешний пояс оборонительной линии. Здесь сходились обе стороны крепостной стены, общая протяженность которой составляла свыше 5 км.
Отстроенная полностью лишь в начале XV века, то есть позднее большинства других объектов внешней крепости, она представляет собой образец редкой для оборонного зодчества архитектурной утонченности.

Дача Стамболи

Дача Стамболи по праву считается жемчужиной Феодосии. Здание в мавританском стиле, весьма модном в архитектуре Крыма того времени, построено в 1914 году по проекту архитектора О.Вегнера. Неповторяющиеся фасады, чередование куполов и изящных труб минаретов оставляет неизгладимое впечатление. Растиражированная на открытках и страницах путеводителей дача Стамболи давно стала одной из визитных карточек Феодосии.

Дача «Милос»

Дача «Милос» строилась в течение 2-х лет и была закончена к 1911 году. Неоклассическое здание интересно террасой с колоннами-кариатидами, сложным планом и архитектурно-пространственным решением объема, выдержанными пропорциями, а также оформлением фасада в стиле древнегреческой архитектуры. Усадьба украшена мраморными фонтанами, кариатидами, копиями античных статуй, в том числе и Венеры Милосской, которая и дала название даче.
Гора Митридат

В 1871 году на горе Митридат Иван Айвазовский на собственные средства построил Музей древностей. Здание, в классическом виде напоминавшее греческий храм, было разрушено в годы Великой Отечественной войны. С горы Митридат открывается замечательная панорама Феодосийского залива, Карантинного холма с остатками средневекового города, горы Лысой и новых городских кварталов. В прошлом году усилиями городских властей на горе Митридат была обустроена обзорная площадка.

Церковь Иверской иконы Божией Матери

Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами.
Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре – Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой.
В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.
Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря».
Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них – храм Иоанна Предтечи – встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.
Службы здесь совершались до середины 20-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 90-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г.
В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески средневекового храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

Церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) и могила И.К.Айвазовского

Армянская церковь Св.Сергия построена в 1363 году. Архитектура храма сохраняет особенности средневековых армянских цервкей.
Здание состоит из нескольких помещений, построенных в разное время: основной зал, гавитом и находилось двухэтажное здание скриптория, ныне не сохранившегося. Скрипторий был центром армянской культуры в средневековой Кафе.
Церковь принадлежала армяно-григорианской общине города, здесь был крещён знаменитый маринист И.К.Айвазовский (по происхождению армянин). Дом родителей художника находился недалеко от церкви. Здесь же Айвазовский венчался со своей второй женой – Анной Никитичной. Для любимой церкви художник написал ряд икон: «Хождение по водам» (1897 г.), «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря». Эти произведения сохранились и сейчас находятся в постоянной экспозиции Национальной картинной галереи имени И. К.Айвазовского.
Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника. Вся Феодосия провожала его в последний путь в 1900 году, похоронив в усыпальнице на этой земле. В 1903 году на могиле Айвазовского его женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника.
Церковь Сурб Саркис является действующей и принадлежит армянской общине города.

Мечеть Муфти-Джами

Мечеть Муфти-Джами (1623-1637) является образцом османской архитектуры. Мечеть представляет собой квадрат с прямоугольным выступом на южной стороне, где устроена алтарная часть. Высокий минарет с резным граненым шерфе (обходным балконом) увенчан тремя металлическими шарами с полумесяцем. Такая же пирамида из металлических шаров с полумесяцем на вершине украшает и сферический купол молитвенного зала.
Спокойный и скромный кубовидный объём мечети ярко контрастирует со стройным минаретом и 16-гранным подкупольным барабаном. Стены здания сложены из хорошо обработанных и тщательно подогнанных камней.
Мечеть Муфтий-Джами многие годы служила храмом туркам, крымским татарам и крымским армянам. После революции она долго пребывала в разрушительном запустении, но в 1975 г. её отреставрировали. Сейчас мечеть Муфтий-Джами, являясь памятником архитектуры, выполняет и своё первоначальное назначение – является действующим мусульманским храмом.



Последнее обновление: 13 ноября 2014, 14:01